Обзор предоставлен: АниМагом.
Автор обзора: sariman, ГлюМ.
Ну, кто первым заявил, что «D.Gray-man» - клон «FMA»? Мы хотим видеть этого человека! Такие заявления могут испортить репутацию любому добротному сенену, что и произошло с «D.Gray-man». Его авторы не претендовали на революционность, или бесценные находки, или новое слово в анимации, а просто снимали классический сериал для подростков по неплохой манге. Но неизбежные сравнения с «FMA» сыграли с сериалом злую шутку: повторенье – мать ученья, но сколько можно?
Тем не менее, уже после двух первых серий сравнения с «FMA» отпадают сами собой: при всей похожести сюжета, проблемы в этих двух сериалах поднимаются разные, да и трактуются слегка по-другому. С другой стороны, мысль сравнить эти два сериала и посмотреть, что же в них общего, и сколько различий, показалась нам интересной.
Воскрешение из мертвых. И там и там проблемы героев начинаются с попытки воскрешения мертвых близких людей. Но обставляется все по-разному: если у братьев Элриков – это осознанное желание, то Аллена Уолкера просто искушают. В этом и состоит принципиальная разница между двумя сериалами: в «FMA» все-таки исследуется проблема сознательного выбора, пусть и неправильного, и ответственности за него. В «D.Gray-man» герои следуют воле обстоятельств, выбор их зачастую продиктован сложившейся ситуацией.
Миры. А вот здесь все как раз и совпадает: альтернативная реальность, практически один временной отрезок. В «D.Gray-man» время выбрано немного раньше, но формально архитектура, предметы быта, одежда простых мирных жителей, их занятия, транспорт имеют весьма много общего.
Философия. Поиск высшей силы. В «Алхимике» прямо сказано, что цель – философский камень. В «D.Gray-man» экзорцисты и их противники ищут «чистое сердце», по действию равное философскому камню. Одни – чтоб стать сильнее и победить, другие – чтоб уничтожить и также победить. Сделать мир полностью своим – вот единственное желание, которое владеет героями «D.Gray-man», что с той, что с другой стороны. Никаких маленьких эгоистических желаний, исключительно глобальные цели. Потому и такая разница в действиях героев и раскрытии их мотивов: никто и не думал заморачиваться этическими проблемами, в «D.Gray-man» мораль подана уже в первой серии, мир четко поделен на своих и чужих. Кстати, люди, в «D.Gray-man» имеют уже определенную заранее роль, точнее их две: или потенциальных врагов, ибо каждый может оказаться акумой, или невольных жертв. В качестве активных участников событий люди никогда не выступают. Даже если кто-то из эпизодических персонажей и помогает экзорцистам, то быстро выясняется, что эти люди – тайные члены «Черного ордена».
Но, не все так просто, как кажется на первый взгляд: например, взаимоотношения экзорцистов с «чистой силой». Если поначалу она выступает исключительно как инструмент, оружие для боя (как философский камень в «FMA» - для реализации желаний), то, начиная с трагической истории «падшего» Сумана Дарка, неожиданно выясняется, что «чистая сила» имеет свою волю и способна как спасать, так и убивать того, кого выбрала. В результате экзорцистам приходится заключать с ней что-то вроде договора – как с дьяволом, - что показывает ее двойственную природу. Тут, кстати, есть некоторая схожесть с тем самым сериалом, который мы выбрали для сравнения: и в «FMA» некоторые герои тоже считают свои магические способности проклятием. Вот только, в «D.Gray-man» проклятье это приносит несчастья только самим экзорцистам, минуя непричастных и просто посторонних людей.
И хватит называть сериал «D.Gray-man» готическим. Готического там, разве что костюмы главгероев – экзорцистов и замок Крори. Настоящее варварство, в самом деле, делать такие далеко идущие выводы только на основе немногих элементов. В «D.Gray-man» показаны, скорее, философские критерии романтизма, с его противопоставлением науки и естественного, в данном случае, - божественного. А вот здесь, кстати, довольно интересно все складывается. Если в том же «FMA», алхимия, это сплав науки и магии, но сплав этот принимается с оговорками, и применять его можно до известных пределов, которые ограничены исключительно этическим и рациональным, то в «D.Gray-man» полное противопоставление «божественного» - «чистой силы» - дьявольской механике тысячелетнего Графа. Если Граф «строит» - экзорцисты «разрушают».
Герои. Вот уж где полная несхожесть, что бы там не говорили! Общее можно найти только в типичных для сенена образах: в каждом подобном сериале просто обязан быть целеустремленный главный герой и «группа поддержки», в которую входят мрачный нелюдимый тайный друг, рубаха-парень, умник – по совместительству «рояль в кустах», сентиментальный силач (здесь – вампир), предельно женственная, но сильная духом девица.
В «D.Gray-man», вот уж истинные герои: слишком мало рефлексии, слишком мало сомнений, всегда готовы пожертвовать собой и при этом практически неуязвимы. При всей своей личной привлекательности, они не выходят за рамки типичных героев сенена. В этом смысле «FMA», с харизматичными героями, далеко шагнувших за рамки стереотипных сененовских персонажей, намного его обогнал. Но вот какая штука, если с главными положительными героями вышел небольшой конфуз, то главные враги в «D.Gray-man» оказались посложнее. Во всяком случае, злодеи в сериале оказались намного ярче и живее, чем протагонист со товарищи. Тысячелетний Граф, к примеру, очень выпуклый персонаж, в оригинале он говорит на предельно вежливом японском и чуть невнятно, как будто во рту вставная челюсть, что придает ему (!) очарование. Некоторые члены семейства Ной, в частности, Тикки Мик и Роад, по-настоящему страдают, но покорно принимают свою роль. В какой-то степени злодеи даже вызывают сочувствие, во всяком случае, притягивают внимание.
Неизбежные филлеры. Ну, спорить с поклонниками «FMA» о том, насколько повредил сериалу отход от манги, мы не будем. Тем более, сейчас всем заинтересованным представился случай сравнить и узнать, насколько правы противники режиссерской вольницы. Поговорим лучше о филлерах в «D.Gray-man». Здесь они, о, чудо, вовсе не затянуты, а наоборот, часто помогают лучше раскрыть персонажей. Ну, неужели кому-то не понравилось, что Канде дали вволю подраться, Лави покрасоваться, а Крори и Линали – поплакать? А если по-серьезному, то все эти, вроде бы не нужные для сюжета эпизоды, помогают лучше понять природу «Черного ордена» и мотивацию их противников. Как пример, прекрасный эпизод, рассказывающий про одного из экзорцистов, Дайся Барри. Оказывается, в орден можно попасть и не только по воле судьбы, но и сознательно сделав выбор, когда жизнь, полная борьбы, рассматривается как единственная возможность вырваться из опостылевшего обывательского мирка. И, в том же эпизоде, короткий обмен фразами между Дайся Барри и Тикки Миком перед боем, гораздо больше говорит о последнем, о его насмешливой покорности судьбе, чем все пафосные речи, которые он произносил перед Алленом Уолкером.
Графика. Тут уж обойдемся без сравнений и просто напишем: графика на высоте. Бои показаны очень хорошо, динамично и разнообразно, чему немало способствуют такие разные техники применения «чистой силы» у героев. Кстати, экзорцистам часто приходится драться в «полном контакте», что придает боям зрелищности.
Что касается прорисовки окружающего мира, то также – никаких претензий. Аниматорам пришлось потрудиться – героев мотает сначала по всей Европе, потом заносит в Китай и Японию. Тем не менее, аутентичность в пейзажах, как сельских так и городских, присутствует, выражена она и в одежде, и обликах второстепенных героев, и Трансильванию с Испанией не перепутаешь, национальный колорит везде соблюден.
Особенно хороши эндинги, такие романтичные и мрачные. Между прочим, сериал по сравнению с мангой стал намного глаже, не такой жестокий и циничный, и суровые эндинги выполняют роль напоминания зрителю, что люди здесь вроде как ведут смертельную войну и рискуют погибнуть в любой момент.
Так называемый «открытый конец». Как у нас часто заканчиваются (если заканчиваются) сенены? Правильно - никак! Та же участь постигла и «D.Gray-man», то есть, сериал попросту оборвали на фразе «Ах, вы меня победили? Ну, тогда мы ещё увидимся чуть позже».
Злодеи пиршествуют, герои зализывают раны, а на экране гордая надпись «Fin». С одной стороны, можно считать, что история логично завершена, мол «добро победило, но зло всегда возвращается», однако манга же продолжает выходить и поныне! И мы надеемся, что продолжение все-таки будет. Ведь даже несмотря на значительные недостатки, история все равно стоит того, чтобы насладиться ею! И даже если продолжения нам не видать - всегда можно сделать как многие до нас: включить саундтрек и, вспоминая голоса главных героев, читать себе мангу и наслаждаться историей до самого конца!
Статья 'D.Gray-man - обзор от АнимеМаг.' с вязана с аниме D.Gray-man / Грэй-мен
|
|